В КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК
В ночь с 18 на 19 января православные отмечают один из самых древних праздников христианской церкви – Крещение Господне или Святое Богоявление. Крещение завершает Рождественские святки, а накануне верующие встречают Навечерие или Крещенский Сочельник. В Крещенский сочельник в д. Шаталово благочинный Починковского округа протоиерей Николай Бондар совершил Великое освящение воды. Традиционным обычаем является купание верующих в водоемах 18 и 19 января.
Истоки праздника
Праздник Крещения называется также Богоявлением, так как в этот день миру впервые явилась Пресвятая Троица — Бог Отец провозгласил о Сыне с небес, Сын принял Крещение в водах реки Иордан, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.
Это день называют еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.
В этот день Христос даровал падшему в грехе человеку возможность получить благодать Духа Святого после обряда Крещения. С тех пор крестившиеся получают прощение грехов и возрождаются для новой, духовной жизни.
История праздника
Крещение (Богоявление) — один из самых первых христианских праздников (письменные сообщения о нем восходят к II веку). Он старше Рождества Христова, которое праздновали вместе с ним до четвертого века. В IV веке в Риме стали праздновать Рождество в день непобедимого солнца 25 декабря. Но древнее совмещение праздиков осталось в некоторых восточных церквях: армяне и индийцы-христиане Малабара продолжают праздновать Рождество 6 января, в день Богоявления. Традиция праздновать 6 января «старое» Рождество сохранилась и на Шетландских островах (где летом белые ночи, а зимой — сполохи). И по-прежнему, и Рождеству, и Богоявлению предшествует сочельник.
Традиции празднования
18 января праздник предваряет Крещенский Сочельник. В этот день православные держат строгий пост до вечерней звезды (или до принесенной из храма освященной воды), а потом семья собирается за постным столом с непременным сочивом из разваренного зерна, миндального или орехового «молока» и меда. В некоторых местах этот вечер называли «Голодной кутьей».
В сам праздник с утра шли в храм к обедне и на великое освящение воды, а потом на праздничную трапезу, где подавали каши, щедро сдобренные маслом, блины, наваристые борщи, холодцы, колбасы и запеченную свинину. В некоторых местностях угощались «квадратными» блинами — «чтобы водились деньги».
Иордань
На праздник Богоявления (Крещения) освящают воду. Вода — источник жизни человеческой, ее освящение означает в православии освящение жизни.
Во всем мире, где есть возможность, святить воду выходят на реку, на море или на озеро, а если нет возможности, воду освящают в храме, и так — всюду и везде освящается вода. На замёрзших водоёмах воду освящают в особых прорубях, которые называют «иордань» в воспоминание крещения Христа в Иордане. Есть традиция купания в этих прорубях. Богоявленская, или Крещенская, вода (Агиасма) издревле считалась святыней. Ее хранили и теперь хранят в продолжение года, ею окропляют вещи, принимают ее в болезни и дают пить тем, кто по каким-то причинам не может причаститься.